Схемы с пояснениями по экономике

Схемы с пояснениями по экономике

Разделы: Экономика

Цели урока:

расширить представление учащихся о банках; рассмотреть функции, выполняемые банками; развивать способность учащихся логически мыслить; схематизировать изученный материал.

Ход урока

Орг. момент

(Учащиеся разделены на группы по четыре человека.)

Сообщение темы и цели урока

(3 минуты)

Перед тем как начать изучение новой темы, я хочу вам загадать загадку:

Место, где одалживают зонтик в ясную погоду, а просят вернуть его, когда начинается дождь?

(Банк)

Тема сегодняшнего урока “Банки и их функции”

В результате изучения сегодняшнего материала вы должны усвоить следующие понятия (на доске):

БАНК

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ

ВЛАДЕЛЕЦ СБЕРЕЖЕНИЙ

КРЕДИТЫ

ДЕПОЗИТЫ

МАРЖА

Перед тем как продолжить работу ответьте на вопрос:

Что вы знаете о банках?

(Ответы учащихся.)

Изучение нового материала

Лекция (10 минут)

Сейчас я вам прочитаю лекцию. В лекции я раскрою основные понятия урока. Когда я закончу, вы попробуете дать определение понятию банк.

Банки – это весьма древнее экономическое явление.

Первыми банкирами в истории стали ювелиры. Им приходилось всегда хранить у себя некоторый запас золота или драгоценностей, поэтому у них были надежные сейфы и замки. Этим стали пользоваться и другие люди, они просили ювелиров взять на хранение свои сокровища на какое-то время и платили за это небольшую сумму денег.

В конце концов, некоторые ювелиры поняли, что клиенты забирают свои вклады довольно редко и поэтому большую часть золота можно отдавать взаймы под процент.

Так появились первые банкиры. А банки стали посредниками между предпринимателями и владельцами сбережений.

Основной принцип банковского дела остается неизменным и в наши дни: хранить деньги вкладчиков и отдавать основную часть взаймы другим людям или фирмам.

Но сегодня, вкладывая деньги в банк, мы не только платим за их хранение, как это было в прошлом, но и получаем плату от банка.

Со временем банки развивались, расширяли ассортимент своих услуг.

В настоящее время круг банковских услуг очень разнообразен. Но практически все их можно отнести к одной из трех банковских функций.

1. Сбор сбережений граждан для организации выгодного вложения этих сбережений в коммерческую деятельность – депозитная функция.

2. Предоставление сбережений гражданам и фирмам во временное платное пользование на условиях: срочности, возвратности, платности, гарантии – кредитная функция.

3. Третья функция – создание новых форм денег для ускорения и облегчения платежей за товары и услуги.

Банки осуществляют данные функции, но на какие же средства существуют сами банки?

Оказывается, банковская прибыль называется – маржа.

Маржа образуется за счет разницы между процентом кредита и депозита.

Например, если банк выдает кредит под 22%, а депозит под 18%, тогда маржа составит 4%.

Вы прослушали информацию, так какое же определение можно дать банку?

(Учащиеся сами пытаются сформулировать определение.)

Банк – это финансовый посредник, осуществляющий функции: кредитную, депозитную, а также функцию создания новых форм денег для ускорения и облегчения платежей за товары и услуги.

Закрепление материала.

Самостоятельная работа.

(10 минут)

Сейчас вы закрепляете материал, работаете с учебником, раскрываете понятия.

(Используется материал, в котором отражена тема “Банки и их функции” Пример: [1].)

Составление схемы.

(10 минут)

Взгляните на доску, сегодня вы узнали содержание этих понятий, теперь группой вам нужно эти понятия связать схематично, затем выбрать выступающего и представить свою схему.

Объяснение схемы.

(5 минут)

Схема получится, возможно, следующая:

 (Выступление учащихся.)

Итог урока

(2 минуты)

В начале урока, вы рассказали мне, что знаете о банках.

Что же нового сегодня вы узнали о банках?

Литература

И.В. Липсиц “Экономика”. Учебник для 10–11 классов образовательных учреждений, издательство ВИТА-пресс Москва 2003, стр. 115–118.